Депутаты разрываются между стремлением защитить русских в национальных республиках и нежеланием обидеть при этом местные элиты.
Нездоровый ажиотаж возник из-за недопонимания, говорят авторы законопроекта о родных языках.
Законопроект об изучении родных языков прошел первое чтение в Госдуме. Как ожидается, ко второму он будет кардинально изменен. Дело в том, что первоначальный вариант документа вызвал бурное недовольство в национальных республиках.
На местах новый закон восприняли как попытку перевести родные языки в разряд факультативных и таким образом отменить их обязательное изучение в школах. Языковой вопрос в национальных республиках оказался настолько острым, что потуги федеральных парламентариев найти баланс между изучением русского языка и других языков народов РФ многие расценили чуть ли не как «объявление войны родным языкам» и создание «угрозы многонациональному государству».
Подобные интонации звучали и при обсуждении соответствующего законопроекта во вторник в Госдуме. Озабоченность высказывали главным образом представители национальных республик. При этом некоторые из них откровенно не понимали, почему русские не хотят учить местные языки, но охотно соглашаются на изучение иностранных. «Я понял этот законопроект так, что нельзя преподавать родные языки, так как они наносят ущерб русскому, а иностранные такой ущерб не могут наносить?», — попытался съязвить депутат Ризван Курбанов.
В ответ авторы законопроекта указали, что нездоровый ажиотаж вокруг законопроекта возник именно из-за неверной интерпретации предлагаемых норм. Причем зачастую противники документа намеренно «передергивали» его положения, чтобы вызывать скандал, заметили в Думе. Хотя глава комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов пару раз признал, что в законопроекте есть проблемы с «неудачными формулировками».
В качестве одного из таких примеров он привел норму проекта, которая закрепляет принцип добровольности в преподавании и изучении родных языков. «Преподавание и изучение государственных языков республик РФ осуществляется на добровольной основе и не может осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ», — говорится в проекте. Один из авторов проекта, депутат Госдумы от «Единой России» Алена Аршинова пояснила, что такая формулировка появилась не с целью ущемления прав народов РФ на изучение своих языков и закрепления доминантного положения русского языка. «Мы постоянно получали жалобы (от русских) на принудительное изучение государственных и родных языков регионов», — сказала депутат.
После поручения президента РФ в региональных школах прошли многочисленные проверки прокуратуры. «По их итогам было выявлено снижение объемов преподавания русского языка, навязывалось незаконное тестирование, которое являлось даже неким фильтром перед сдачей государственной итоговой аттестации», — привела только некоторые примеры нарушений Аршинова.
Депутат Госдумы от ЛДПР Александр Шерин рассказал, что лично писал запрос в Генпрокуратуру с требованием восстановить нарушенные права ученицы одной из школ в Татарстане. «Там был случай, когда девочку (по всей видимости, русскую) просили погулять в коридоре пару часов, пока изучался родной язык (татарский)», — рассказал депутат.
Депутаты из Татарстана на это никак не отреагировали, а вот представитель Чечни Магомед Селимханов заверил, что в его республике такого просто не может быть. Аршинова подтвердила, что Чечня есть в списке регионов, в которых «нет проблем». Беспроблемными в плане заставить русских учить местные языки оказались также Мордовия, Марий Эл и Удумуртия. Между тем, административные барьеры при изучении языков были зафиксированы в Татарстане, Северной Осетии и Башкирии.
«В некоторых регионах действительно были допущены перегибы», — признал якутский депутат Федот Тумусов, который, кстати, пару раз высказался в своем выступлении на родном языке. Однако, по его словам, теперь авторы законопроекта пытаются «раскачать лодку в другом направлении». «Они предлагают перенести изучение родных языков из обязательной части в факультативную. При нашем чиновничьем рвении и бюрократизме это рано или поздно могло бы привести к полному запрету на изучение родных языков», — высказал свои опасения депутат.
Никонов назвал подобные опасения безосновательными. Он заверил, что ко второму чтению депутаты перепишут законопроект так, что родные языки останутся в обязательной программе. «Было много опасений, что в тексте проекта не будет языков народов, родных языков в обязательной части федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Они будут там, будут внесены соответствующие поправки, которые закрепят их место в обязательной части ФГОС», — подчеркнул Никонов.
Мало того, до вынесения законопроекта на второе чтение правительство представит необходимые подзаконные акты, в том числе и проекты ФГОС. «Мы также предлагаем правительству разработать концепцию преподавания родных языков, а при подготовке бюджета выделить специально средства на разработку нового поколения учебников по родным языкам народов нашей страны», — добавил Никонов. Наконец, в Госдуме пообещали создать Фонд поддержки изучения родных языков из числа языков народов РФ, включая языки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
А вот русских, проживающих в национальных республиках, защитят от попыток принудительного изучения местных языков тем, что разрешат выбирать обучение и изучение русского языка в качестве родного. «Русский может быть выбран в качестве родного языка и выбор останется за родителями ребенка, которые должны будут оформить его в личном заявлении», — пояснил Никонов. Другими словами, русские не будут обязаны параллельно изучать национальный язык республики.
Таким образом депутаты рассчитывают установить баланс между изучением местных языков и русского не в ущерб ни одному из них и исключительно по выбору семей самих школьников. Никонов заверил, что на отшлифовку нового текста законопроекта уйдет не меньше месяца. «Мы никуда не спешим и хотим снять все озабоченности», — сказал депутат.
Другое дело, что школьники смогут выбирать в качестве родного только один язык, а значит «другие языки автоматически могут перейти в категорию необязательных», предположил «эсер» Олег Шеин. Впрочем, либерал-демократ Сергей Иванов убежден, местные и так выучат свой язык, даже если его не будут преподавать в школе. «Я родился на Алтае, а вырос в Казахстане, и там все казахи знали свой язык — они его учили в семье», — рассказал депутат. Он убежден, что не надо принуждать русских учить местные языки. «Насильно мил не будешь. Просто некоторые наши субъекты Федерации после слов Ельцина о том, что, мол, берите суверенитета, сколько хотите, решили, что они теперь будут строить свою государственность, а коли ты (русский) тут живешь, то изволь знать родной язык. Это возмутило тех, кто проживает на этой территории», — описал ситуацию депутат.
Правда, на этом обсуждение депутатами проблем межнациональных отношений в России резко прекратилось, так как их попросили «не разжигать». Никонов же посоветовал напоследок всем учить как можно больше языков. «Люди, которые знают много языков, живут дольше, чем те, которые владеют только одним», — сказал депутат.
Елена Земскова
Источник: