Золочение смотрится довольно эффектно, особенно если выполнялось хорошим мастером. Покрытие золотой или более дешевой пленкой превращает простой предмет в «золотой». Это может быть декоративная тарелочка или ваза, подсвечник или рама для картины, любой декоративный элемент. Ну что, пройдемте в палаты царя Мидаса, будем превращать все в золото!
В настоящем понимании термин позолота – покрытие предмета тонким слоем золота или его имитации. Для этого использовались, и используются различные технологии, от долговечных и сложных, до довольно простых и дешевых. Самым стойким и дорогим способом считается огневое золочение – золото растворялось в ртути, и предмет накаливался при высокой температуре, до испарения ртути. Дорого, вредно, но красиво и держится веками. Для дома такая технология точно ни к чему. Гальваническое золочение, плакирование, листовое золочение – удел профессионалов, вряд ли кто-то захочет возиться с этим всем дома. Переходим ближе к нашим реалиям.
Для домашних декоративных работ применяют сусальное золото (дорогой вариант) или поталь (удешевленная подделка под драгоценные металлы). Работа и с сусальным золотом и с поталью схожа, разница только в стоимости материалов, ну и в финальном качестве, конечно.
Поталь выпускается в листах или в виде крошки. Для разных целей можно пользоваться разными видами потали. Покрывать предмет полностью лучше с помощью листов, создавать эффект кракле – крошками. Хотя каждый находит что-то свое. Крошки более экономичны – после позолоты, не приклеившиеся кусочки можно смести кисточкой в баночку, и пользоваться дальше. Листики потали очень нежные, обрывки от них сохранить не выйдет.
Для нанесения потали потребуется база – краска, специальные составы, кисть для нанесения потали – лампензель, мягкая кисть для разглаживания потали, кисточка или мягкая ткань для смахивания излишков позолоты. Выкладывается поталь либо в насыпную, если речь о крошках, либо «намагничивается» на лампензель и аккуратно переносится на поверхность. Сейчас появились листочки потали, которые переносятся вместе с бумагой, которая после легко отделяется от поверхности. После позолоты поверхность обрабатывается лаком, патиной, кракелюрами и служит верой и правдой довольно долго. Цвета потали разнообразны.
Более простыми в работе являются краски, в которые добавлены частицы, имитирующие блеск металла, лаки. Для хорошего эффекта краски и лаки необходимо наносить на загрунтованную поверхность, чтобы пигмент не впитывался в дерево или кирпич. Краска имитирующая цвет и блеск металла должна обладать хорошей покрывной способностью, наносить ее следует аккуратно, чтобы не оставлять следов кисти. Лак же, скорее всего, придется наносить повторно, чтобы цвет был более насыщенным.