Ми-24 — советский вертолет, который уважительно называют «Крокодилом» и «Колесницей Сатаны»

Разности

Вертолет Ми-24 по прозвищу «Крокодил». | Фото: cont.ws.

Сложно поспорить с тем, что Ми-24 – это один из наиболее успешных боевых вертолетов в мире. «Колесница Сатаны», как называли ее враги, – это огромная боевая машина более 17 метров в длину, которая одним своим появлением нередко заставляла противника буквально бежать с поля боя. Эта грозная машина приняла участие во множестве военных конфликтов и внушила противнику страх и уважение. Подробнее о легендарном вертолете – далее в обзоре.

Ударный вертолет Ми-24 с подвешенным вооружением. | Фото: nlo-mir.ru.

Начало амбициозного проекта по созданию вертолета-«терминатора» было положено еще в конце 1960-х годов, когда в Советском Союзе проанализировали роль армейской авиации США во время Вьетнамской войны. Тогда же появилось несколько противоположных взглядов на то, какие функции должны выполнять вертолеты в современной войне. Одни военные считали, что это должен быть легковооруженный транспорт, а другие видели универсальную машину, выполняющую примерно ту же роль, что и наземные БМП. Также не исключался вариант создания универсального вертолета, пригодного для решения разнообразных задач.

Американский ударный вертолет Bell AH-1 Cobra, 1970-е годы. | Фото: ru.wikipedia.org.

Американцы пошли первым путем и сконструировали исключительно ударный вертолет Bell AH-1 «Кобра». Это легкий летательный аппарат с богатым набором вооружения класса «воздух-земля» и мощным бронированием. Но перевозить грузы эта машина не могла.

Первые экземпляры вертолета Ми-24 имели кабину с большой площадью остекления. | Фото: vpk.name.

В Советском Союзе разработку нового проекта поручили ОКБ М. Л. Миля. Несколько лет Михаил Леонтьевич Миль готовил разнообразные проекты и макеты и, в конечном итоге, военными была выбрана наиболее удачная конструкция. Машина неоднократно модернизировалась и до сих пор стоит на вооружении в десятках стран мира.

Пара вертолетов Ми-24 ВВС Украины летит на боевое задание. | Фото: pikabu.ru.


Вид из кабины оператора вооружением вертолета Ми-24. | Фото: russianplanes.net.

Вертолет Ми-24 имеет тандемный кокпит, где друг за другом размещаются оператор вооружения и летчик. Позже в состав экипажа добавили борттехника. А за кабиной находится грузовое отделение.

Вертолет оснащен двумя турбовальными двигателями ТВ3-117В мощностью от 1500 до 2800 л.с. каждый. Благодаря высокой удельной мощности, обтекаемому фюзеляжу и убирающемуся шасси Ми-24 развивает скорость в полете до 335 км/ч. И до сих пор с этим результатом отечественная машина является одним из самых быстрых вертолетов в мире.

Пулемет ЯкБ-12,7 установлен в носовой турели вертолета Ми-24. | Фото: ru.wikipedia.org.


Арсенал, перевозимый на вертолете Ми-24. | Фото: nlo-mir.ru.

Ми-24 и его более поздние модели и варианты имеют широкий спектр нагрузок оружием, но основное вооружение состоит из блоков неуправляемых ракет НУРС/НАР, носового пулемета (обычно четырехствольный ЯкБ-12,7 скорострельностью до 4500 выстрелов в минуту) и противотанковых ракет «Фаланга», «Штурм» или «Атака». Также на некоторые модификации вертолета устанавливались ракеты «воздух-воздух», пушки и гранатометы. Конфигурация оружия легко меняется в зависимости от потребности в данный момент.

Вертолет Ми-24 штурмует ракетами наземные укрепления. Фото: nlo-mir.ru.


Российский вертолет Ми-35 получил немало обновлений в сравнении с Ми-24. | Фото: vimpel-v.com.

Помимо этого, боевая машина может поднимать до 2,4 тонны вооружения и грузов и может перевозить 8 десантников или 4 раненых на носилках.

На протяжении многих лет было выпущено немало модификаций Ми-24, но общая концепция и задачи боевой остались неизменными. Вертолет известен под названиями Ми-25 (экспортный вариант), а также как Ми-35. Почти за полвека с момента начала выпуска, всего собрано около 3500 экземпляров всех вариантов вертолета.

Военные летчики, пилотировавшие Ми-24, называли свои машины «Галя» и «Крокодил». Вертолеты ранних серий, с очень остекленной кабиной, получили прозвища «Веранда» и «Стакан».

Вертолет Ми-24 в небе над советской военной колонной. | Фото: pikabu.ru.


Ми-24 – вертолет непосредственной поддержки войск. | Фото: rostec.ru.

Боевое крещение Ми-24 получил в Африке, в стычках стран «третьего мира». А уже в 1980-х годах, когда СССР проводил активную политику в Афганистане, Ми-24 впервые увидел «большую» войну. Вертолет весьма успешно себя проявил при поддержке советских пехотных подразделений, защите конвоев и в качестве транспорта.

Однако вскоре Ми-24 стал главным образом атакующим вертолетом, а транспортные функции были отданы Ми-8. Благодаря уменьшению веса вертолета, экипаж стал устанавливать пулеметы на обеих дверях для дополнительной защиты и хранить запасные боеприпасы в грузовом отсеке. Израсходовав основной боекомплект, летчик садил машину в укромном месте, и члены экипажа перевооружали вертолет.

Моджахеды называли Ми-24 шайтан-арба («колесница сатаны») из-за их огромной боевой мощи. Часто одно только появление советского вертолета полностью срывало атаки афганцев и обращало их в бегство.

Полет вертолета Ми-24 в горах. | Фото: nlo-mir.ru.


Демонстрационный вертолет Ми-24 военно-воздушных сил Венгрии, раскрашенный под грозную хищную птицу. | Фото: pikabu.ru.

Правда, стоит отметить, что Ми-24 все же сбивали с земли из пушек и пулеметов. А когда из США в Афганистан стали завозить ракетные комплексы «Стингер», то условия боевой работы советских летчиков ухудшились, особенно на малых высотах.

Также большую роль сыграли Ми-24 во время чеченских войн, где российские вертолеты применялись против вражеской бронетехники, пехоты и даже авиации.

Любителям авиации также стоит обратить внимание на ТОП-10 знаковых вертолетов завода имени М. И. Миля.

Источник: novate.ru

Добавить комментарий