Многозадачность

Психология



Все когда-то мечтали успевать делать несколько дел одновременно, чтобы оставалось больше времени на отдых.


Что означают «ловушки мышления» и как делать несколько дел одновременно? Под когнитивными искажениями имеют в виду систематические ошибки нашего восприятия и мышления, обусловленные самыми разными факторами.


В частности, к когнитивным искажениям относится и то, что в обыденной психологии именуется «ловушками мышления». Лучше всех разнообразие ловушек мышления описал Даниэль Канеман, который получил за свои исследования Нобелевскую премию в 2002 году.


Ученые выделили ряд Э В Р И С Т И К мышления, под чем понималось любое правило, которое сокращает пространство поиска, ускоряет процесс поиска решения, но не гарантирует то, что ответ будет правильным. Эвристики помогают нам более эффективно адаптироваться, но они также могут приводить и к ложным умозаключениям. Например, когда мы руководствуемся «узким контекстом», ориентируемся только на имеющуюся у нас информацию, выбираем информацию, которая подтверждает нашу точку зрения, но игнорируем ту, которая ставит её под сомнение.


Еще один пример когнитивного искажения — установка в мышлении. Если мы привыкли пользоваться определенным методом при решении задач, в ситуации, когда есть возможность использовать другой, более быстрый и эффективный метод, мы все равно будем применять именно привычный, а не легкий (вспомним дискриминант и теорему Виета из школьного курса математики).


Как избежать когнитивных искажений?


Вот интересный пример: досмотр багажа, объекты, которые редко встречаются в зрительном опыте человека в пределах эксперимента и вообще по жизни, с высокой вероятностью будут пропускаться. Ничего не поменяется, даже если мы предупредим наблюдателя, и эксперты тут ничем не отличаются от новичков. Если бомба окажется в одном из чемоданов на 10000, то вероятность того, что ее пропустят, будет очень высокой, потому что человек редко встречает её в своей профдеятельности.


Гаджеты и многозадачность


Ученые предполагают, что у подростков, которые с детства пользуются гаджетами, лучше развита способность переключаться между задачами, но внимание на чем-то одном им удерживать сложнее. Английский ученый-физиолог Сьюзан Гринфилд говорит, что любые технологии развивают одни когнитивные навыки в ущерб другим.


Интересным в этом случае представляется понятие расширенного познания, которым оперирует философ Энди Кларк. Оно предполагает, что смартфоны и другие гаджеты — это уже часть когнитивной системы человека, причем такая часть, изолировать, вырвать которую из познавательной системы невозможно. Взрослым людям приходится осваивать цифровую составляющую произвольно, а у молодого поколения она изначально встраивается в психику и определенным образом ее модифицирует.


Источник: https://postnauka.ru/longreads/82274

Источник: http://psypress.ru/articles/

Добавить комментарий