«Мафия никогда не спит?». Аморальная семейственность в южной Италии: миф или реальность?

Психология

Кто помнит великолепного Микеле Плачидо в роли комиссара
Каттани, борящегося с преступностью, пронизавшей как спрут все общество? А
может быть вы в курсе существования неаполитанской мафии и даже знаете, что она
зовется «каморра»? Ну уж «Крестного отца» знают все. А вместе это про Южную
Италию, славящуюся своей преступностью, которая имеет опору в семейных связях.
В 1958 году американский политолог Э.Банфилд в книге «Моральные основы
отсталого общества» предложил специальный конструкт, объясняющий склонность к
семенйой преступности в этом регионе. Это образ жизни в бедных регионах южной
Италии, названный  «аморальной семейственностью» («Amoral Familism»). По
мнению Банфилда она проявилась как реакция на бедность политической жизни в
условиях экономического спада.

Главное в этом конструкте — представление о том, что выгода
своей семьи это самое важное в жизни. Все остальное, общество и т.п. – не имеет
значения. Или имеет, но только если это ведет, опять же, к выгоде для моей
семьи. Следовательно, другим людям, которые не входят в мою семью, доверять
нельзя, т.к. они по умолчанию преследуют интересы, отличные от моих. 
Отсюда презрение к демократической структуре общества. Настоящая демократия
основана на правилах, общих для всех, следовательно она не удовлетворяет
интересы именно моей семьи.

Несмотря на критику «аморальная семейственность» до сих пор
достаточно популярная модель объяснения итальянских реалий. Ученые из
университета Сапиенца в Риме решили проверить ее в исследовании. Оказалось, что
география не влияет на «аморальную семейственность»: северная, центральная и
южная Италия не отличаются друг от друга. Видимо в представлениях о жителях
Неаполя больше стереотипов, чем реальности.

Более склонны поддерживать этот конструкт сельские жители,
независимо от того, в какой части Италии они живут. Также важны и личностные
особенности: такая черта «Большой пятерки» как «открытость опыту» серьезно
снижает склонность разделять установки «аморальной семейственности». Это уже
выводы важные и интересные для всех, а не только для любителей итальянской
«кухни».

 

Полное описание исследования:

Renato Foschi,

Marco Lauriola «Do Amoral Familism and Political Distrust
Really Affect North–South Differences in Italy?»
// Journal of
Cross-Cultural Psychology
 June
2016
 47: 751764,

Источник: http://psypress.ru/articles/

Добавить комментарий