Какие цели преследует Минфин, требуя признать «санкционку» контрабандой, и каковы будут последствия, рассказали эксперты.
Министерство финансов хочет ввести уголовную ответственность за ввоз крупных партий «санкционных» продуктов в Россию, а «запрещенку» приравнять к контрабанде. Соответствующий законопроект уже подготовлен. Если он вступит в силу, то за ввоз попавших под эмбарго продуктов, стоимость которых превышает 1 млн рублей, будет грозить от трех до семи лет колонии и штраф до 1 млн рублей. При этом для должностного лица срок заключения может составить 5-10 лет, для организованной группы — 7-12 лет. В обоих случаях сумма штрафа может доходить до 1 млн рублей.
Эксперты рассказали «Росбалту», зачем Минфину нужно вводить уголовную ответственность за «санкционку» и к каким последствиям приведет принятие законопроекта.
Илья Шуманов, эксперт Transparency International:
«Запрещение ввоза товаров при наличии большого спроса будет порождать серые источники его поступления в Россию. Введение уголовной ответственности не очень реалистично, так как в публичном пространстве эта история не получит требуемой поддержки. На мой взгляд, это является популистским ходом со стороны правительства, который не до конца проработан.
Сейчас в России создана двойная реальность, когда часть продукции является санкционной и ввозится под брендами и документами других стран. На мой взгляд, есть целые регионы, которые существуют за счет ввозимой „санкционки“. Прежде всего, я имею в виду Северо-Запад. Поскольку овощи, фрукты и другие продукты питания ввозятся туда через транзитные страны.
Если спрос есть и российским производителям его не удовлетворить, придется идти на какие-то полумеры»
Вадим Жартун, экономист, блогер:
«Абсурдность этого законопроекта отнюдь не мешает тому факту, что он будет принят. А я даже не сомневаюсь, что это произойдет. Будет ли он работать — не думаю. Статистика по „санкционным“ продуктам, мягко говоря, не очень утешительная. Конечно, разово изымаются партии контрабанды и даже уничтожаются. В общем объеме это — капля в море. А будет ли этот законопроект поводом для повышения зарплат таможенникам за то, что они закрывают глаза на контрабанду — да, наверно, будет. Каких-то других изменений не будет, я думаю. Этот законопроект — выстрел в воздух».
Владимир Милов, политик:
«Скорее всего, в правительстве циркулируют какие-то „докладные“, что антисанкции плохо работают, народ „санкционные“ продукты все равно возит, и нужно, как у нас водится, „усилить и углубить“. Думаю, что от этих докладных был разработан какой-то „план действий“. Это, видимо, один из его элементов. Последствия вряд ли будут системными, просто народ будут больше „шмонать“ на таможне, будут дополнительные затраты на администрирование этих запретов. Учитывая нашу коррупцию, возить все равно будут, а к уголовной ответственности станут привлекать случайных людей, как это обычно бывает».
Дмитрий Гудков, политик, экс-депутат Госдумы:
«Никакой логики в правительстве и министерствах нет уже давно. Этот законопроект — чушь полная. Все контрсанкции к импортозамещению не приводят по той простой причине, что никто не будет вкладывать долгосрочно в строительство заводов в стране, где нет судов и у тебя спокойно могут все это отобрать. Этот законопроект может привести к тому, что просто вырастут цены, причем не только на то, чего не хватает из-за санкций, а на все подряд. Человек, который раньше покупал европейский сыр, в его отсутствие начнет покупать условную колбасу. Дальше простейшие законы экономики, которые учат на первом курсе: спрос растет, значит, растет и цена. Вся эта ситуация похожа на бред, но в нашей стране, к сожалению, бред стал мейнстримом. Я вообще не понимаю, почему этот законопроект подготовили именно в Минфине — от какого-нибудь депутата это было бы хотя бы понятно, они в стараниях доказать свою приверженность президенту с „ура-патриотизмом“ могут все. Я все же думаю, что это чья-то лоббистская инициатива, чтобы устранить конкурентов у приближенного к правительству бизнеса».
Василий Юровский
Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник: