«Формула 70-70» никогда не была конкретной установкой администрации президента, утверждает известный эксперт.
За несколько дней до выборов президента России попробуем оценить успешность и перспективы всей кампании. Главное, что мы наблюдаем, глядя на статистику — интерес к выборам по вполне объяснимым причинам глобально снижается. И перебороть этот тренд достаточно сложно.
Если обратиться к общей тенденции по России и другим странам за последние годы, то мы видим, что на думских выборах явка в последние годы очень существенно снизилась. В 2007 году, например, на выборах в Госдуму явка была 63,7%, в 2011 году — 60,2%, а в 2016-м только 47,9%. То есть за последнее десятилетие мы наблюдаем падение явки почти на 16%.
Соответственно на президентских выборах в 2008 году явка была 69,8%, а в 2012-м — 65,3%. Как видим, это падение куда меньше тех 16% сокращения явки на выборы в Госдуму.
Стоит понимать, что не только в России есть такие тенденции. Например, если вспомнить последние выборы во Франции, а именно второй тур парламентских выборов, который является определяющим, то там мы тоже наблюдаем снижение — в 2007 году была явка 60%, в 2012 году уже 55,4%, а в 2017-м только 42,6%. То есть явка упала на 17,4% — это больше, чем в России.
Недавно прошли парламентские выборы в Италии. В 2008 году на таких выборах была явка 80%, в 2013 году — 75,2%, и сейчас, в марте 2018 года, на прошедших выборах — только 72,9%.
При этом надо понимать, что в тех же Франции и Италии падение явки не компенсируется ростом процента голосов за власть, а совсем наоборот: при таком падении возникает рост различных деструктивных сил — резко оппозиционных, даже антисистемных. Результаты явки у нас традиционно лежат в поле нормальных для бывших стран Варшавского блока, где-то между Хорватией и Латвией.
А что у нас? Нельзя не заметить внушительный комплекс мер, предпринятых ЦИКом для увеличения чистоты предвыборной кампании. Это и серьезнейшая чистка списков от почти 3 млн «мертвых душ» для устранения фальсификаций явки, и установка камер с записью звука, и возможность онлайн-наблюдения за процедурой голосования в сети Интернет, QR-коды на протоколах, а также увеличение участков, оснащенных электронными урнами для голосования. Все это, а также новые подходы к голосованию в национальных республиках отрицательно скажутся на показателях явки, но резко повысят качество выборов.
Говоря об известной «формуле 70-70» (70% явки и 70% голосов за основного кандидата), стоит уточнить, что конкретной установкой администрации президента она никогда не была. Формулу выхватили из рассуждений о мобилизации электората и более активной работы на местах, звучавших еще полтора года назад. На деле оценивать успешность кампании будут по тому, удастся ли Владимиру Путину набрать на этих выборах больше голосов (в абсолютном процентном соотношении), чем в предыдущие кампании. По моей информации, в администрации президента уже озвучили свои ожидания — хорошим результатом можно будет считать превышение показателей 2012 года, а отличным — превышение показателей Путина 2000—2012 годов, но интересны подробности.
После применения самых современных подходов явка по стране в целом (по явно завышенным прогнозам ВЦИОМа) ожидается на уровне 67%. Но этой цифре доверять не стоит ввиду упомянутых выше действий ЦИК по повышению качества выборов, активных действий некоторых политических деятелей, призывающих к бойкоту выборов, и традиционно завышенных показателей прогноза явки у ВЦИОМа. На самом деле даже явка 60% будет хорошим результатом, а отличным — 65%, что и подтверждают мои источники.
Что касается голосов за действующего президента, оценивая динамику голосования на выборах прошлых лет, можно попытаться спрогнозировать следующие результаты. Если в 2004 году за него голосовало 49,6 млн человек, в 2012 — 45,6 млн, то 18 марта можно было бы ожидать, что за действующего президента отдадут голоса около 41,9 млн избирателей. Поэтому хорошим будет признан результат в 45,7 млн голосов, а отличным — 49,6 млн.
Не менее интересны и процентные показатели. Согласно все тем же достоверным источникам в администрации президента, после 71,3% голосов за Путина в 2004 году и 63,6% в 2012 году на выборах 2018 года можно ожидать показателя в 56,7%. Продолжая «традицию повышенных обязательств» хорошим результатом можно будет считать 65% голосов, а отличным — 70%.
В Москве, Санкт-Петербурге сложно ожидать высокой явки избирателей, да и уровень протестного голосования в столицах традиционно высок. Хорошими результатами, исходя из имеющейся у меня информации, тут можно будет считать 55% голосов за Путина, а отличными — 60%. При этом показатели явки в Москве и Санкт-Петербурге должны добраться до 50% при хорошем раскладе, а при отличном до 55%.
Насколько мне известно, именно по этим цифрам будут оценивать труд людей, занятых в подготовке выборов. Какими итоги окажутся на самом деле, покажут только окончательные результаты голосования.
Михаил Тульский, политолог, президент российского исследовательского центра «Политическая аналитика»
Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник: