В состав Росгвардии перешло управление, представители которого превратили подготовку частных охранников в личный бизнес, утверждают СМИ.
Система аттестации сотрудников ЧОП направлена не на повышение их квалификации, констатируют СМИ.
Система аттестации и проведения периодических проверок частных охранников в современной России больше похожа на профанацию с хорошо отлаженным коррупционным механизмом. Может, именно поэтому в решающий момент сотрудники ЧОПов нередко оказываются неэффективны.
В системе всего три звена: ЧОПы, в составе которых около 900 тысяч охранников по всей стране, негосударственные образовательные учреждения (НОУ), которые занимаются их подготовкой (около 500), и Главное управление государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы (управление ЛРР), которое контролирует охранную деятельность и включает в себя ряд территориальных подразделений.
До недавних пор Главное управление ЛРР числились в составе МВД. Теперь его вместе со всеми подразделениями передали Росгвардии.
Специалисты, знающие рынок частных охранных услуг изнутри, называют систему лицензионно-разрешительной работы одним из самых коррупционных подразделений силовых ведомств страны. На условиях анонимности представители отрасли согласились рассказать — почему.
Правила в области оборота оружия устанавливают в России законы «Об оружии», «О детективной и охранной деятельности», постановление правительства № 814, приказ МВД № 288 и в дополнение к нему — «знаменитая» в отрасли «Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ».
Из документов следует, что охранники должны проходить периодические проверки, порядок проведения которых определяет орган исполнительной власти в этой отрасли — Главное управление ЛРР. Таким образом, подразделения лицензионно-разрешительной работы получили законный повод устраивать охранникам регулярные проверки, причем ежегодно. «Казалось бы, руководство управления напало на золотую жилу. Но по закону все проверки для охранников должны быть бесплатными. Кроме того, ни тиров, ни оружия с патронами, ни помещений для проведения проверок, ни средств, ни персонала в самом ведомстве не было. А вот у НОУ все необходимое было. Тогда руководство ЛРР решило проводить проверки на базе образовательных организаций — без возмещения затрат. Они просто прописали в ведомственном приказе № 647, что, как правило, проверки проводятся на базах образовательных организаций», — рассказал источник в отрасли, знакомый с ситуацией.
«Нужно отдать должное „умелому“ руководству управления лицензионно-разрешительной работы, которое не просто выстроило схему по отъему денег у всех, кто имеет отношение к оружию и охранному бизнесу, но и создало целый механизм защиты своих интересов. Оставалось решить главное: как заставить охранников платить за то, что по закону бесплатно; кто будет собирать деньги и за что (ведь за проверку нельзя)? Тогда появился бизнес-партнер, назовем его В.А. Он предложил управлению компьютерную программу для проведения проверок, которая сама формирует билеты, подсчитывает результаты, составляет протоколы, выдает процент сдавших и провалившихся. На тот момент в Сети подобных программ было как минимум 20. Средний программист напишет такую за пару недель. Но руководство управления лицензионно-разрешительной работы по понятным причинам выбрало именно программу В.А.», — рассказал один из источников издания.
Главное преимущество ее было вовсе не в технических характеристиках. По словам собеседника, нужна была программа, полностью подконтрольная связке «УЛРР и партнер», чтобы результат проверки можно было сделать любой. Более того, она позволяла монетизировать проверки.
«Чтобы вы понимали, никаких официальных отношений между Главным управлением лицензионно-разрешительной работы и компанией В.А. нет и не было и программу для обязательного повсеместного использования никто не утверждал. Можем только догадываться: что, как и на каких условиях. Но, видимо, в результате взаимовыгодных договоренностей все образовательные организации негласно обязали поставить программу В.А. Он стал брать с НОУ деньги за ее использование — по 70% от суммы, полученной с каждого охранника в зависимости от его разряда. При этом деньги с охранников брали не за проверки, которые по закону должны быть бесплатными, а за тренировки. Чтобы они не думали, что смогут пройти проверку в обход „системы“, вопросы написали сами — силами структур ЛРР. А чтобы шли именно в те образовательные организации, которые согласились сотрудничать, руководство управления ЛРР взяло на себя функцию согласования направления охранников на проверку. Другими словами, управление потоками», — отметил источник издания.
«Образовательным организациям озвучили условия: вы подписываете соглашение с подразделением ЛРР о том, что предоставляете свою материально-техническую базу для проведения проверок на безвозмездной основе, устанавливаете нашу программу и обеспечиваете все условия для работы комиссии ЛРР. Мы будем отправлять к вам охранников и обеспечим им положительные результаты проверок. За это вы будете брать с них деньги как за тренировки или подготовку к экзамену. За каждого охранника, который прошел проверку, вы будете отдавать нам 70% полученной суммы — как бы за использование нашей программы», — подтвердил другой представитель отрасли.
По его словам, для охранников стоимость проверки составляла: за 4-й разряд — 5 тыс. рублей, за 5-й — 6 тыс. рублей, за 6-й — 7 тыс. рублей. При этом 1,2,3-го разрядов в классификации просто не существует.
«Только в Москве проверки по системе „без проблем“ прошли порядка 110 тыс. охранников. По самым скромным подсчетам, за последний год компания В.А. при поддержке руководства управления ЛРР заработала 385 млн рублей», — отметил источник.
Собеседники издания подчеркнули, что у образовательных организаций не было выхода. Они существовали только за счет первичного обучения, тренировок и подготовки к проверкам. Но когда положительный результат проверки можно купить, смысл обучения теряется. Заплатил — и целый год работаешь до следующей проверки.
ЧОПам тоже дали понять: если проходить аттестацию не по «схеме», могут возникнуть проблемы. Естественно, после таких разъяснений охранники пошли только в те НОУ, которые согласились платить деньги тандему «ГУ ЛРР и партнер» и были в их списке. В результате образовательные организации оказались перед выбором: присоединиться к системе или разориться.
Когда ГУ ЛРР МВД передали в ведение Росгвардии, схему «работы» решили сменить. Недавно появился информационный портал для сотрудников ЧОП — тоже творение компании В.А. Теперь через этот портал охранники записываются на тренировки. Но платят они уже не НОУ — за тренировки, а почему-то индивидуальному предпринимателю (ИП), — за оказание услуг. По новым условиям — 80% прибыли ИП оставляет себе. По информации источников издания, эти деньги делят между собой участники схемы. Остальные идут в образовательные организации в качестве оплаты за обучение и тренировки.
«По сути, схема все та же. Только вот стоимость проверок возросла и проблем стало больше», — отметил один из собеседников.
«Управление лицензионно-разрешительной работы не просто контролирует оборот оружия и патронов в НОУ, но и следит за уровнем образования, согласовывает методики, программы обучения, самостоятельно вменив себе это в обязанности», — подчеркнул он.
Профессия охранника перестала внушать людям доверие во многом не без участия руководства управления ЛРР с его методами работы, считают собеседники издания.
По их мнению, прикрываясь государственными интересами, руководство системы лицензионно-разрешительной работы преследует свои собственные. У представителей охранного бизнеса и образования в этой сфере сложилось впечатление, что все, кто хоть как-то связан с оружием и охранным делом, становятся для подразделений ЛРР средством наживы. И правовую базу система подстраивает по свои корпоративные цели.
Собеседники издания недоумевают: как эта система в принципе могла быть создана и почему так долго существует? Почему законодательные и исполнительные органы власти, которые должны контролировать законность, не принимают мер?
По их мнению, все дело в том, что подзаконные акты принимались в кулуарном режиме, антикоррупционная экспертиза не проводилась. Многие из этих документов можно трактовать двояко — на усмотрение применяющего нормы. Специалистов в данной области у Минюста, прокуратуры, Следственного комитета практически нет. Все это породило схему, с помощью которой руководство управления ЛРР практически полностью узурпировало охранную отрасль и образование в этой сфере.
«Я полагаю, что руководству Росгвардии пока неизвестно, что творится в подразделениях лицензионно-разрешительной работы. Что досталось, то досталось», — отметил один из собеседников издания.
Представители отрасли не отрицают, что контроль за охранно-детективным сообществом и оборотом оружия необходим, и это правильно. В то же время, по их мнению, сейчас складывается впечатление, что вся система заточена исключительно на получение наживы. По их утверждению, действующий порядок наносит ущерб интересам государства, целой отрасли отечественной экономики и отражается на качестве работы людей, задача которых — защищать жизни и имущество.
Источник — Gosnews.ru
Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник: