Госдума отказалась принимать радикальный вариант законопроекта о контрсанкциях, переложив ответственность на правительство.
При этом на каждый удар Запада депутаты обещают отвечать ответным ударом.
Депутаты Госдумы во вторник единогласно приняли в первом чтении два законопроекта — об ответных мерах на антироссийские санкции и уголовном наказании за их исполнение на территории РФ, а также пособничество в их введении.
Как ожидается, во втором чтении проекты рассмотрят уже в четверг, 17 мая. При этом еще на прошлой неделе стало известно, что от первоначальной версии законопроекта о контрсанкциях останутся, как говорится, только рожки да ножки. Дело в том, что некоторые из предлагаемых мер, как, например, запрет на импорт лекарств из стран, поддерживающих антироссийские санкции, вызывали резкую критику со стороны профессионального медицинского сообщества и породили панику среди обычных граждан. Против принятия закона в таком виде выступили и в правовом управлении президентской администрации. Однако в итоге Госдуме якобы разрешили не отзывать проект, под которым уже успели подписаться почти все депутаты, а принять его как есть, но с тем, чтобы потом переписать начисто.
Таким образом, Госдуме и лично ее руководителю Вячеславу Володину, явно переусердствовавшему в патриотическом рвении, помогли «сохранить лицо» и даже представить его вменяемым политиком, который реагирует на критику и охотно идет на контакт. В то же время эпопея с этими документами в очередной раз подтвердила, что Госдума — не то место, где принимаются реальные решения. Попытки же парламентариев проявить самостоятельность и инициативу заканчиваются тем, что народным избранникам прямо указывают на их далеко не самое первое место в системе власти.
Законодатели хоть и привыкли к роли законодательной обслуги, на публике изображают из себя властителей судеб. Вот и при обсуждении этих законопроектов многие из них бравировали патриотическими лозунгами и призывали, что называется, «настучать Америке по рогам». «Не отвечать на санкции — это проявление слабости, приглашение к агрессии и дальнейшим санкциям», — говорил единоросс Вячеслав Никонов. Его коллега по фракции Андрей Исаев и вовсе сорвал бурные аплодисменты, когда сказал, что Россию «наказывают» не за Крым и Донбасс или за агрессивную внешнюю политику. «Санкции начали вводить задолго — в 2012 году, с акта Магнитского. Россию наказывают за то, что она не хочет быть служанкой в мире, где правит один хозяин», — сказал Исаев, пригрозив, что на каждый удар наша страна будет отвечать контрударом.
В ходе же дискуссий по этим законопроектом выяснилось, что ответить американцам и их политическим союзникам России пока особо нечем, кроме как, что называется, «разбомбить Воронеж». Но депутаты признались, что не хотят вредить своим же гражданам, а потому решили вычеркнуть из законопроекта ко второму чтению перечень конкретных отраслей, товаров, услуг, в отношении которых предлагается ввести контрсанкции. При этом, как сказал Исаев, будут расширены права президента и правительства по применению санкций в отношении отдельных физических и юридических лиц, а также оговорено, что не может быть запрещен ввоз в Россию товаров, аналоги которых не производятся в нашей стране.
Со своей стороны, и. о. полпреда правительства в Госдуме Александр Синенко заверил, что кабмин будет принимать конкретные меры только «после тщательных и детальных консультаций с парламентом, деловым сообществом и экспертами». То есть никаких постановлений с очередными запретами, принятых под влиянием отраслевых лоббистов и заинтересованных чиновников, о которых все узнают постфактум, не будет.
Депутатам же было не совсем понятно, зачем вообще принимать закон, если все решения отдаются на откуп правительству. «Какой смысл в законе, если он носит рамочный характер? И как мы можем укусить Америку, если наша доля в мировом ВВП составляет 3,7%, а США — 27%?», — недоумевал коммунист Николай Арефьев. А либерал-демократ Игорь Лебедев спрашивал, что мешало президенту и правительству применять контрсанкционные меры раньше, ведь по нынешнему законодательству они это могут делать уже сейчас, без вмешательства депутатов.
«Судить о реализации этого закона можно будет потому, как поведет себя в Крыму, например, Сбербанк», — заметил депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Катасонов. Коммунист Николай Коломейцев напомнил, что ни Сбербанк, ни «Аэрофлот» до сих пор не открыли на этом полуострове свои филиалы и представительства именно из-за угрозы западных санкций. Он поинтересовался, подпадет ли руководство этих компаний под предложенное депутатами уголовное наказание за исполнение санкций против РФ на территории нашей страны. На что получил отрицательный ответ Исаева, который сказал, что такие вопросы должны «регулироваться не уголовным правом, а политической волей».
Но вот если российский банк потребует от чиновника или депутата закрыть счет на основании нахождения в санкционном списке, то его руководство может быть оштрафовано на сумму до 600 тысяч рублей или отправится в тюрьму на срок до четырех лет, следует из второго законопроекта — о наказании за исполнение антироссийских санкций на территории РФ, принятого Госдумой.
Чуть меньше — до 500 тысяч рублей или лишением свободы до трех лет решили наказывать и за пособничество в введении антироссийских санкций. В самом законопроекте это описывается как «совершение гражданином РФ умышленных действий, способствующих введению иностранным государством, союзом иностранных государств или международной организацией мер ограничительного характера в отношении российских частных и публичных субъектов, а также подконтрольных им лиц, в том числе посредством предоставления рекомендаций и передачи сведений, которые привели или могли привести к введению мер ограничительного характера в отношении российских частных и публичных субъектов, а также подконтрольных им лиц».
Исаев заявил, что такие умышленные действия предполагают «наличие цели». «Помочь ввести санкции или подстрекать к их введению, а если кто-то распространяет информацию или делает заявления, то это не умышленные действия», — пояснил депутат.
При этом остается не ясным, почему бы депутатам не прописать в законе более четкое определение, чтобы следователям и судьям не пришлось ломать голову в поисках и доказательствах «целей» у будущих обвиняемых. Впрочем, такой трюк с размытыми формулировками депутаты используют каждый раз, когда хотят, чтобы законодательная норма применялась избирательно или просто «имелась про запас».
Несмотря на это, либерал-демократ Сергей Иванов предположил, что принятие этого закона может ударить по самим проголосовавшим за него парламентариям. «Не получится ли так, что в ответ на этот закон против нас введут новые санкции и 450 граждан России, которые приняли этот закон, будут осуждены каким-нибудь мировым судьей басманного судебного околотка?», — спросил депутат. На что получил ответ Исаева, из которого следовало, что депутаты принимают новый закон без умысла нарваться на очередные санкции, а значит, не являются подстрекателями.
Несмотря на решение передать вопрос о введении конкретных ограничительных мер в отношении США и их союзников в компетенцию президента и правительства, депутаты не сдержались и устно предложили свои радикальные меры. Так, лидер «Справедливой России» Сергей Миронов настаивает на законодательном запрете инвестировать российские деньги в американскую экономику путем покупки ценных бумаг США. Впрочем, он же признал, что главным ответом Америке на антироссийские санкции могли бы стать серьезные успехи в обеспечении экономического роста в РФ и решении социальных задач. Пока же депутаты просят правительство помочь бюджетными деньгами оказавшимся под санкциями бизнесменам и предприятиям.
Елена Земскова
Источник: