Уже звучат опасения, что мусор в России начнут сжигать без предварительной переработки, которой требует новый закон.
Под конец 2019 года депутаты Госдумы протащили законодательное решение о фактическом приравнивании сжигания мусора к его переработке. Точнее, в Госдуме согласились признать утилизацией мусоросжигание с предварительной сортировкой, то есть изъятием из отходов органики, бумаги и пластика. Как говорят депутаты, это позволит бросать в печи только «хвосты», то есть непригодный для переработки мусор, а другие отходы направлять во вторичную переработку. При этом речь идет о таком сжигании мусора, в процессе которого вырабатывается тепло и электроэнергия.
Соответствующие поправки за подписью члена Совфеда Алексея Майорова были одобрены во вторник Госдумой при рассмотрении во втором чтении законопроекта об авансовых платежах за негативное воздействие на окружающую среду. Но на Охотном ряду многие знают, что эти поправки подготовило правительство. Против них сначала выступило главное правовое управление президентской администрации, но затем вдруг резко изменило свою позицию.
Когда настало время голосовать по законопроекту, депутаты нехотя нажали кнопки «за» (в поддержку высказались 342 парламентария, 58 были «против» и один воздержался), но пообещали стимулировать развитие в стране раздельного сбора мусора и его переработки. Постановление Госдумы с соответствующими рекомендациями правительству будет принято в среду, на этот день намечено третье, заключительное чтение по законопроекту.
Рекомендации депутатов звучат двусмысленно с учетом заявлений экологов о том, что новый закон затормозит развитие переработки мусора в стране. Жить и работать в Москве, которую, как опасаются противники этой поправки, скоро окружат плотным кольцом мусоросжигательных заводов (всего же по стране хотят построить 100 таких предприятий), вряд ли хочется самим депутатам и чиновникам.
На заседание Госдумы пришел министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин, хотя депутаты приглашали чиновника рангом выше — вице-премьера Алексея Гордеева. Министр признался, что не является сторонником мусоросжигательных заводов. «Но мы должны принять эту горькую таблетку», — сказал Кобылкин.
Свою позицию он аргументировал тем, что если отказаться от сжигания «хвостов», то их придется закапывать на полигонах. «А это „бомба“ для наших будущих поколений. Поэтому мусоросжигание, которое мне тоже не нравится, это гораздо более безопасно, чем получить пожар на полигоне ТКО и потом дышать этими газами. Это кратно безопаснее для нашего населения, это все что я могу сказать», — сказал министр депутатам.
Глава комитета Госдумы по экологии единоросс Владимир Бурматов заверил, что «мощности по утилизации в обязательном порядке должны будут проходить экологическую экспертизу, чтобы у граждан не было вопросов к их экологичности». Вопрос лишь в том, кто действительно проверит, что там на самом деле начнут жечь в заводских печах.
Так, депутат Госдумы от ЛДПР Кирилл Черкасов, ссылаясь на мнение экспертов, заявил, что «сами по себе „хвосты“ гореть не будут, так как это очень затратный процесс». Депутат опасается, что, несмотря на законодательные ограничения, мусор в стране начнут сжигать без предварительной переработки.
«Мы же обещали, что люди будут платить разумные деньги за то, что мусор будет собираться в красивых контейнерах, сортироваться и далее отправляться по цепочке. Теперь же нам говорят, что мусор можно сжигать, извлекая из него органику, бумагу и пластик. Но те эксперты, которые вчера пришли на комитет, ни один из них не сказал, что именно эти поправки будут работать, речь шла о химических свойствах веществ», — рассказал Черкасов.
В Госдуме хотели было отклонить законопроект в связи с тем, что он принимается в спешке — новые нормы начнут действовать уже с 1 января 2020 года, а предлагаемые поправки явно не состыкуются с концепцией первого чтения, но не решились перечить правительству. Чиновники же, судя по всему, озаботились выполнением показателей нацпроекта «Экология», который нацелен на повышение доли утилизации коммунальных отходов до 36% в 2024 году. И новый закон им в этом поможет. При этом владельцы мусоросжигательных заводов смогут претендовать на поддержку государства.
Елена Земскова
Источник: