До Одри Хепберн: как Беттина Грациани стала первой музой Юбера де Живанши

Мода

12 марта 2019, 20:00

Беттина Грациани

Ровно год назад стало известно о смерти известного французского модельера, человека, во многом определившего моду XX века, Юбера де Живанши. Кутюрье скончался 10 марта в своем доме во сне, но лишь два дня спустя партнер дизайнера Филипп Пене сообщил об этом информационному агентству AFP, после чего новость уже разлетелась по всем СМИ.

Имя Живанши у широкой публики во многом ассоциируется с Одри Хепберн — актриса была музой модельера, а ее появление в нарядах от Живанши не только в реальной жизни, но и на экране способствовало росту популярности бренда, став своеобразной рекламной кампанией. Творения французского модельера с удовольствием носили самые яркие дивы той эпохи, в том числе Джеки Кеннеди, Мария Каллас, Марлен Дитрих и многие другие. Но в начале карьеры, до появления всех этих громких имен, Живанши вдохновляла другая женщина — французская модель Беттина Грациани. О том, как сложился первый творческий союз, мы и предлагаем вспомнить сегодня.

Несмотря на то что Юбер де Живанши родился в аристократической семье (его отец был маркизом, а история семьи уходит корнями в XVII век), свой трудовой путь он начал в весьма юном возрасте. В 17 лет он уехал из родного городка Бовэ в Париж, где сразу стал пробовать свои силы в мире моды. Начинал Живанши с позиции ассистента у дизайнера Жака Фата.

За несколько лет он сменил множество ателье, успев поработать с Робером Пиге, в 1946 году перешел к Люсьену Лелонгу — у него же в то время стажировались и еще никому неизвестные Кристиан Диор и Пьер Бальмен, а в период с 1947-го по 1951 год работал у Эльзы Скиапарелли.


Юбер де Живанши

В 1952 году в возрасте 25 лет Живанши открыл свой собственный модный дом — на тот момент он стал самым молодым кутюрье из мира высокой моды — и представил первую коллекцию. Стремительность смены рабочих мест позволила дизайнеру не только скопить необходимый опыт для того, чтобы открыть собственное дело, но и обзавестись нужными связями.

Так что в первом показе у Живанши приняла участие настоящая звезда мира моды 40-х и 50-х годов Беттина Грациани — в ее честь он назвал и саму коллекцию. Грациани называли королевой парижской моды и самой фотографируемой женщиной во Франции, а позднее ее стали характеризовать как первую супермодель.

 

 

Нельзя не отметить и внешнего сходства Беттины с будущей музой Живанши Одри Хепберн. Модельеру явно нравился один типаж: тонкие черты лица, изогнутые брови, распахнутые глаза олененка.

Интересно, что сама Грациани тоже мечтала стать дизайнером. Приехав в освобожденный от немецко-фашистской оккупации Париж в 1944 году, она упорно показывала свои эскизы в разных ателье, но внешность девушки привлекала больше внимания, чем ее творчество. И в один момент на предложение поработать моделью она, наконец, согласилась, оставив мечты о собственном доме моды.


Беттина Грациани на съемках

Беттина работала с самыми знаменитыми кутюрье тех лет, в том числе с Кристианом Диором, Пьером Бальменом, Коко Шанель и Жаком Фатом — тем самым, у которого начинал свою карьеру и Живанши. Надо отметить, что Фату Беттина обязана не только знакомством со своим будущим творческим партнером, но и своим псевдонимом.

 

Настоящее имя девушки, родившейся в семье железнодорожника, — Симона Мишлен Боден, дизайнера не устроило.

Среди моих моделей уже есть одна Симона. Ты для меня — вылитая Беттина,

— заявил Фат, когда принимал девушку на работу (фамилия досталась модели уже от ее мужа – фотографа Гильберта Грациани).

Это имя в итоге и сделало ее знаменитой и навсегда осталось в истории моды благодаря сотрудничеству с Живанши. Когда модельер основал свой дом моды, он собрал вокруг себя людей, которым он доверял и которых считал друзьями.

Льняная блузка с рукавами, украшенными воланами с вышивкой, открывала коллекцию, представленную на суд публике 2 февраля 1952 года, — продемонстрировала ее именно Беттина.

Сама блузка, напоминающая стиль одежды танцовщиц фламенко, стала модным экспериментом Живанши, призванным добавить в коллекцию некоторые революционные нотки и дать женщинам некоторое чувство освобождения от жестких рамок моды.

На эту же идею работало и решение включить в кутюрную коллекцию несколько комплектов, состоящих из блузок и юбок, — то есть женщины сами могли комбинировать одежду, как им вздумается, а не получали готовое решение в виде платья.  

Имя Беттины так и стало ассоциироваться с этим фасоном, ставшим в мире моды таким же культовым и узнаваемым, как силуэт new look от Dior или пальто-кокон от Balenciaga.

В первые годы существования бренда Givenchy модель стала, как сейчас бы сказали, лицом марки, кроме того, она взяла на себя еще и обязанности пресс-агента.   

 

Кстати, в первой же коллекции Живанши было и белое платье с черной вышивкой, в котором спустя пару лет появится Одри Хепберн в фильме «Сабрина» (Sabrina). С актрисой дизайнер познакомится на следующий год после собственного дебюта, как раз во время съемок этого фильма. Так и начнется одна из самых прекрасных историй о дружбе и вдохновении, а Живанши обретет новую музу.

В 1955 году Грациани оставила модельный бизнес после встречи с принцем Али Ханом — увы, счастливой сказки не получилось. В 1960 году пара попала в автомобильную аварию: Хан погиб, а Беттина потеряла ребенка.

После этого Грациани будет продолжать работать в модной индустрии, занимаясь рекламой Valentino и Ungaro в 70-х, но совместных проектов с Живанши у нее больше не будет, хотя они и сохранили прекрасные отношения.


Беттина Грациани и Юбер де Живанши

Она никогда не совершала подлостей, не была жестокой. Это большая редкость в мире моды. Беттину все обожали. Она всегда была личностью,

— так вспоминал о ней Живанши уже спустя много лет.

Источник: http://www.spletnik.ru/look/newsmoda/

Добавить комментарий